Фриланс и Сешат

Комментарии отсутствуют

ИЗУЧАЮ
Сешат на мегазе

Мифическая богиня и ее история фриланса

Увлекательная статья от Татьяны Кигим  она же Сешат(Seshat) специально для вас. Готовим чаёк, решительно одеваем домашние тапочки и усаживаемся в мягкое кресло. Захватывающая история топ копирайтера и прекрасного писателя. О преимуществах и недостатках фриланса, заработках в интернете и планах на будущее.

 

Почему мне нравится работать копирайтером

Восемь лет назад, в разгар предыдущего кризиса, я искала на «Адвего» двадцатицентовые заказы, нервно вздрагивая от писка домофона. Коллекторы? Биты? Утюги? Паяльники?.. Афедрон, настигший меня в 2008 году, неприкрыто сверкал обеими ягодицами: ни работы, ни здоровья. Чего было много – так это долгов. Но, к счастью, много оказалось и дешёвых заданий на Адвего.

Теперь я считаю 2008 год исключительно удачным. Иногда для того, чтобы выбраться из болота комфорта и взять новый перспективный курс, нужен пендель Вселенной. А то ж ёжик-то птица гордая – не пнёшь, так и не полетит…

Чем мне нравится фриланс?

Я жуткий интроверт. Я не люблю коллективы и корпоративы. А ещё я предпочту адский «свободный» график с ночными бдениями и переработками размеренной пятидневке. Чтобы не повторяться, дам ссылку на свой пост в ЖЖ «Чем хорош фриланс». Этот пост завершается словами «… мне вообще плевать на коллектив с Эйфелевой башни», и это, считаю, один из главных плюсов фриланса!

Но я конечно, понимаю, что есть люди, которым нравится работать в коллективе, а кого-то даже прёт от пения корпоративных гимнов. Все мы разные. Поэтому пост закономерно вызвал небольшой сра… небольшую дискуссию с коллегами, итогом чего стало продолжение темы – разбор минусов фриланса.

В общем, что хочу сказать. И плюсы, и минусы у фриланса есть, и что считать преимуществом, а что недостатком – дело субъективное. Мне лично нравится моё уютное домашнее кресло и мурчащая скотинка, периодически прыгающая на подлокотник. А летом собираюсь переместиться на веранду и тыкать в клавши под пение птичек (и звук газонокосилки).

И самое главное…


Есть интернет – есть работа

Я вам больше скажу: работы в интернете много! Чтобы не утомлять пространными мемуарами, кратко перечислю основные места работы за эти восемь лет:

  • Биржи контента, копирайтинга и фриланса. На некоторых была в ТОПе авторов, с другими не сложилось.
  • Бюро и агентства копирайтинга. Самая большая любовь сложилась у меня с Текстброкером, где за три года работы прошагала с первого до пятого, максимального уровня. Продолжаю работать там и сейчас.
  • Прямые заказчики. В основном – с Фриланса. С некоторыми работаю уже несколько лет. Часть из них – владельцы сайтов, часть – менеджеры, заказывающие тексты для других заказчиков. Я с уважением отношусь к посредникам – риэлторам, адвокатам, литагентам, менеджерам текстов. Они экономят моё время. Разумеется, я не имею в виду банальных перекупщиков контента. Но и позицию некоторых коллег – «ах он зараза, забирает часть моей прибыли!» – тоже не разделяю. Поверьте, поиск заказчиков и работа между двух огней (клиентом и копирайтером) – это огромный труд.
  • СМИ. Мне приходилось работать журналистом, колумнистом, редактором. Что не люблю – это работу репортёра, но интернет позволяет ею не заниматься.

Добавим к этому блогинг и литературное творчество. Я даже работала на всевозможных «отзовиках», и, скажу вам, деньги можно заработать и там.

Что дальше?

В планах – больше времени посвящать литературе и наконец-то заняться сценаристикой. Интересное направление открыл для меня в конце прошлого года конкурс стендапов на «Адвего». Я заняла там 9-е место, получив пару тысяч призовых и уверенность в том, что «Камеди Клаб» без меня определённо стагнирует. Ну и, разумеется, буду продолжать развиваться в тех направлениях, где уже добилась чего-то существенного: в СМИ, в копирайтинге. Я ведь далеко не звезда. Хай-мидл, наверное.

Сайт вот надо свой сделать. До сих пор без сайта. Неприлично как-то.

Коллеги советуют стать «гурой», то есть учить начинающих за деньги. Но к этому я пока не готова. По-моему, «гур» и так сейчас слишком много.

В общем, работы для пишущего человека в интернете очень много, и она разноплановая. На любой вкус. А вовсе не только копеечные рерайты, как иногда представляют текстовую работу в интернете.

Финансовый стриптиз

Ждёте, да? Ну ладно, томить не буду. О своих доходах, извините, промолчу, но обрисую возможности, которые вижу на своём уровне.

Самые прибыльные направления:

  • Лендинги. От 3 до 10 тыс. рублей, по моему опыту.
  • Продающие и имиджевые статьи, аналитика, глянец, тексты для рекламных роликов, рекламный креатив, тексты для презентаций, материалы экспертного уровня на узкоспециализированные темы. От 300 – 500 рублей за тысячу знаков. Максимальные расценки, по которым я работала – $20/килознак, но это не предел.
  • Работа в СМИ. От 100 до 1000 рублей за тысячу знаков. Опять же, по моему опыту.

За качественные информационные статьи, контент для страниц сайтов обычно платят 100 – 300 руб./тыс.

Выгодное направление – сценаристика, судя по отзывам коллег, работающих в этой сфере. Собираюсь проверить. С литературой сложнее: нужно стать очень популярным автором, чтобы хорошо зарабатывать. Пока меня кормят в основном копирайтинг и веб-журналистика, как, впрочем, и многих начинающих литераторов.

Всегда ли я получаю по максимуму, который обозначила? Увы, нет. Но я не гордая и не сижу в ожидании «жирного» заказа. У меня широкий диапазон цен: от 100 до 1000 рублей. Конкретные расценки зависят от сложности темы. Мой критерий ценообразования – оценка трудозатрат. Бывает, сравниваешь дорогой сложный заказ, который вынесет весь мозг, и менее дорогой, но простой на интересную тему – и получается, что в час на втором заработаешь гораздо больше.

Лучшим достижением был заработок 3 000 рублей за два часа. Если бы не прохлаждалась, попивая кофе, могла бы закончить за час. Это был заказ на рекламный креатив.

А больше всего за сутки (точнее, за 21 час) я заработала, отхерачив (пардон, другого термина не подберу) около 50 000 знаков по 225 рублей за тысячу. Не отрываясь от компа ваааааще, ну, за исключением нескольких 5 – 10 минутных перерывов на заварить кофе и сходить в туалет. Получилось 11,5 тысяч. Ёжик чуть не сдох!

Можно ли зарабатывать больше?

Зачем я пишу о деньгах? Потому, что меня, честно говоря, уже достал стереотип о том, что копирайтинг – нищебродская профессия. Как на какой форум не сунешься – обязательно найдутся умники, с апломбом убеждающие, что «копирайтерам платят копейки, я точно знаю». Давайте по чесноку – кто как работает, тому так и платят!

Подчеркну, что цифры, приведённые выше – это не звёздные расценки. Многие коллеги зарабатывают гораздо больше. Главный секрет высоких и очень высоких заработков – это имя. Я сейчас на том этапе, когда это понимаешь особенно ясно. Например, за колонку в СМИ публицисту или писателю с именем заплатят в несколько раз, а то и на порядок больше, чем мне. Копирайтер с раскрученным именем возьмёт за тысячу знаков не то что тысячу рублей, а и три, и пять.

Ещё одно важное условие – поиск «денежных» заказчиков. Например, выход на солидных людей, которые вообще не понимают, что такое 100 рублей за тысячу знаков. Они подумают, что это шутка. А вот что такое штука баксов за статью – это они понимают. Вот они, сияющие горизонты!

Качество тоже играет свою роль. Но я, например, знаю, что один из моих заказчиков перепродаёт мои статьи за 25 000 рублей. Так что качество – лишь одна из составляющих финансового успеха.

Да, сразу скажу: этот заказчик – не какашка, а большой молодец. Кто ж виноват, что у меня пока нет выходов на таких клиентов, как у него?

На пляже с ноутбуком

А сейчас – о главном мифе копирайтинга. О тех глянцевых картинках, на которых копирайтер (или какой-нибудь другой фрилансер) сидит на берегу океана в шезлонге, попивая коктейль и лениво тыкая в клавиши ноутбука.

Гнуснейший миф!

Если копирайтер сидит на пляже и тыкает в клавиатуру – значит, у него такой завал, что отдохнуть некогда. А это не есть гут, так как жизнь-то одна. Жизнью хочется наслаждаться. Поверьте, у меня есть опыт такого «отдыха». Это когда семья прёт на море, а ты сидишь во дворе отеля под пальмой и сдаёшь «срочняк». Тьфу!

Короче, сидеть на пляже с ноутбуком – это не привилегия, а наказание для копирайтера. Точно так же, как и работа 31 декабря и 1 января.

Впрочем, есть и такие фрилансеры, которые действительно работают где-нибудь на Гоа или в Таиланде, причём неспешно и по 3 – 4 часа в день. Но для этого, опять же, нужно наработать себе имя и такую базу клиентов, чтобы эти 3 – 4 часа обеспечивали беззаботную жизнь. Цель? Цель.

Чемодан с газетами

Переход на интернет-заработки осенью 2008 года стал для меня одним из ключевых рубежей, началом нового этапа жизни. Но не буду лукавить: в копирайтинг я пришла не в одних трусах. Чемодан с полезными навыками с собой был. Я с 9 или 10 класса (неужели начинается склероз?) работала в СМИ. Надо сходить в библиотеку, полистать подшивки районной газеты «Верный путь», чтобы точно вспомнить, в каком году я написала первую статью – о школьной поездке в Польшу…

Кстати, не платили мне тогда ни копейки. Но когда я поступила в университет и явилась в одну из редакций областного центра, этот опыт позволил получить оплачиваемую работу: редактор дал хорошие рекомендации. Затем, в студенческие годы, писала и для «настоящих» газет, журналов (на гонорарной основе), и для студенческих, молодёжных изданий (там, как правило, не платили). Поэтому, в отличие от многих коллег, я нормально отношусь к новичкам, которые работают бесплатно, чтобы набить руку и обзавестись портфолио. Только рекомендую работать не на хитрых заказчиков, которые ищут бесплатную рабочую силу, а писать для блогов, небольших безгонорарных СМИ и других интересных вам площадок, где разрешают ставить имя автора. Это честно: вы статью, вам имя.

Processed with VSCOcam with a4 preset

Так что в копирайтинг я пришла, конечно, не с пустыми руками. У меня была объёмная папка с вырезками лучших статей из газет и журналов, даже был небольшой опыт работы в интернет-изданиях. Вы скажете: «Ну так ты же уже была профессиональным журналистом! Это ого-го какая фора!». Это и так, и не так.

Во-первых, уверяю вас, множество журналистов до сих пор не могут перестроиться на «интернет-рельсы», зарабатывая в небольших провинциальных изданиях 15 – 20 тысяч рублей в месяц. Да и вообще журналистика и копирайтинг – это разные направления. Журналисту нужно переучиваться, или, точнее, доучиваться.

Во-вторых, практически у каждого человека есть какой-то опыт, на базе которого можно взять красивый старт в копирайтинге. Возможно, это юридическое, психологическое или медицинское образование; возможно, знание иностранных языков; возможно, вы умеете делать ремонт своими руками или готовы давать мастер классы по вязанию крючком. Настоящие специалисты в копирайтинге нарасхват. На Текстброкере, к примеру, постоянно ищут таких спецов, обладающих реальным опытом работы и умеющих держать в руках перо.

Учиться, учиться, учиться, учиться, учиться… А потом? Учиться!

Копирайтинг и веб-журналистика, а также другие сферы заработка на текстах в интернете – это непрерывный бег на месте, чтобы не оторваться от трендов. А чтобы быть среди лидеров, нужно бежать так, чтобы пятки сверкали!

Например, лендингами я начала заниматься в позапрошлом году. А более расторопные коллеги опередили меня на пару лет.

Это я о самообразовании. Вся моя трудовая жизнь – это непрерывное обучение. Представьте, я начала работать журналистом, когда ещё статьи писали ручками на бумаге, а набор делали в типографии!

Но уже наступала эпоха компьютерной революции в издательском деле. Через несколько лет, в 1999 году, редактор калининградской «Комсомолки» не стала читать принесённую мною бумажку с заметкой, а усадила за компьютер. Тогда я в первый раз поняла: если чего-то не умеешь, но этого требует работа – не ной, а возьми и научись.

Через пару месяцев, точно так же, мне сказали: «Найди информацию в Интернете». Что за зверь такой? Но раз надо – значит, выясним… Теперь, когда мне начинающие коллеги говорят «Как же мне начать прилично зарабатывать, если я не умею писать лендинги… Не знаю, что такое SEO… Не представляю, как добиться уникальности…», я отвечаю: бери и учись! Конечно, я помогу, если просят. В разумных пределах. Но у человека должно быть желание учиться. Если вы говорите «Я этого не могу, я этого не умею», то сами закрываете для себя дверь в будущее.

Вкладывать ли деньги в образование? Вопрос сложный. Большую часть навыков я получила бесплатно. Но в 2015 году вложила в обучение 20 тысяч с копейками. Почувствовала, что мне на данном этапе это нужно.

Рекомендую очень серьёзно оценить необходимость таких вложений. Я довольно скептически отношусь к большинству инфокурсов, особенно обещающих сделать из человека мегазвезду копирайтинга за неделю. И самое главное: каким бы хорошим ни был курс, всё равно всё в итоге зависит от вас. Волшебных таблеток нет.

И ещё один важный момент: для успешной работы в копирайтинге и веб-журналистике нужно уметь самостоятельно работать с информацией. Если вы спрашиваете на форуме: «Как мне стать копирайтером?», я вас пошлю в… в Гугл. Там вы точно найдёте ответ на свой вопрос.